[2] [2] .
Поручено Москомзему расторгать в установленном порядке договор аренды земли, а префектам административных округов (лицам, уполномоченным правительством Москвы) — соответствующие инвестиционные контракты в случае, если инвестор (арендатор) в установленный срок либо более двух лет с момента предоставления не приступил к освоению предоставленного земельного участка, а также если земельный участок используется арендатором не в соответствии с условиями (или с нарушениями условий) договора аренды земли.
В обязанности префектов административных округов (лиц, уполномоченных правительством Москвы) записана необходимость включать в инвестиционные контракты условия о правовой и финансовой ответственности инвесторов (арендаторов). В случае расторжения договора аренды земли по данным основаниям, а также по иным основаниям, возникшим по вине арендатора земли, плата за право заключения договора аренды земли (право аренды) не возвращается.
В тех случаях, когда нет нарушений земельного законодательства, московскими нормативными актами предусмотрены меры по возмещению убытков, вызванные изъятием земельного участка. Регламентировано возмещение в полном объеме убытков землевладельцам, землепользователям и арендаторам, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав или ухудшением условий использования земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан.
В Положении об изъятии в г. Москве земельных участков отмечается, что в связи с отсутствием в г. Москве земель запаса (все участки находятся в пользовании или владении) предоставление земельных участков для государственных, общественных нужд производится только после изъятия их у прежних землепользователей.
Решение об изъятии земельных участков принимается на основании утвержденной в установленном порядке предпроектной градостроительной документации на застройку территории. При ее отсутствии – на основании разрабатываемой в установленном порядке градостроительной концепции или иной стадии предпроектной градостроительной документации.
Положением о порядке возмещения в г. Москве убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков для государственных, общественных и других нужд, установлен порядок возмещения на всех землях г. Москвы убытков землевладельцам, землепользователям и арендаторам, имеющим и не имеющим документы на право пользования землей, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков для государственных, общественных и других нужд, ограничением прав землевладельцев, землепользователей и арендаторов (кроме случаев установления охранных зон и округов санитарной охраны на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения) или ухудшением условий использования земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан.
Размеры убытков устанавливаются в землеустроительном проекте по изъятию и предоставлению земель, а их возмещение является одним из основных условий, содержащихся в решениях по изъятию и предоставлению земель. До принятия Органами власти решения об изъятии расчеты и размеры убытков во всех случаях согласовываются с заинтересованными сторонами, а после принятия решения – уточняются в договоре, заключаемом заказчиком строительства с прежним (прежними) землепользователем (землепользователями).
При расчетах размеров возмещения убытков применяются действующие на момент изъятия земельных участков или на момент составления акта цены на оборудование и материалы, а также расценки на строительно-монтажные и другие работы. Убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенных условий пользования землей.
Возмещение убытков, включая упущенную выгоду, производится предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, которым предоставляются изымаемые земельные участки (заказчиками) или деятельность которых влечет ограничение прав землевладельцев, землепользователей и арендаторов или ухудшение условий использования земель.
§ 3. Земельные платежи
Поскольку в Москве основной формой использования земли является аренда, то и земельные платежи в основном имеют договорный характер, исходя из условий договоров аренды.
Основные положения
Установлено, что взимание платы за землю в Москве с 1 января 1992 г осуществляется в форме арендной платы или земельного налога, утверждены территориально-экономические зоны и базовые ставки ежегодной арендной платы и земельного налога, базовые ставки и согласованные в договорах объемы земельных платежей подлежат пересчету в соответствии с изменением индексации.
Размер платы за землю не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Основанием арендной платы за землю является договор, заключенный по установленной форме между представителем правительства Москвы (Москомземом) и землепользователем.
Отсутствие у пользователей земли в г. Москве официального документа на право пользования фактически занимаемыми земельными участками не является основанием для неуплаты земельных платежей. Ответственность за правильность и своевременность внесения арендной платы определяется договором.
Льготы
При использовании территории под подземные сооружения плата взимается с пониженным коэффициентом 0,1 и 0,5 – при наличии ограничений, позволяющих использование не менее 50% наземного пространства участка.
Закон г. Москвы от 18 декабря 1996 г. № 31 устанавливает льготу юридическим и физическим лицам г. Москвы, приобретающим автотранспортные средства, произведенные на базе шасси автомобилей, выпускаемых московскими предприятиями.
Правительство Москвы за истекший период приняло постановления об освобождении от платы за аренду юридических и физических лиц. К ним можно, например, отнести распоряжение премьера правительства Москвы от 26 августа 1996 г. № 782-РП, которое принято в целях реконструкции Московской кольцевой автомобильной дороги.
Поскольку процесс установления прав на землю по сей день продолжается, определено, что землевладельцы и землепользователи, наделенные правом пользования землей в соответствии с решениями бывшего Мосгорисполкома или правительства Москвы (кроме арендаторов), до подтверждения права, границ и условий пользования землей облагаются ежегодным земельным налогом. С арендаторов взимается арендная плата.
Средства, поступающие от взимания земельных платежей, распределяются в равных долях между городом и административными округами после перечисления установленной части средств в федеральный бюджет и на обеспечение работ в г. Москве по проведению земельной реформы.
Распоряжением мэра Москвы "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования земель в г. Москве" от 30 декабря 1993 г. отменены с 1 января 1994 г. все льготы по земельному налогу и арендной плате за землю, ранее установленные распоряжениями мэра и вице-мэра, постановлениями правительства Москвы (даже за территории, занятые линейными объектами, – метрополитен, железные дороги).
Повышение ставок
Положение о земельно-правовых отношениях на период строительства, реконструкции, реставрации и капитального ремонта объектов на территории г. Москвы предусматривает повышенные ставки арендной платы за земли общего пользования, тротуары и проезжую часть.
В случае нарушения установленных сроков строительства и необходимости продления на следующий срок права пользования дополнительным земельным участком ставки арендной платы удваиваются.
Несоблюдение нормативных сроков строительства, указанных в договоре аренды, влечет применение штрафных санкций. В случае неустранения штрафы удваиваются вплоть до изъятия земельного участка.
В случаях нарушений, несоответствий режиму разрешенного использования арендуемых земельных участков в расчетах арендной платы за землю исключается применение понижающих коэффициентов, а значения повышающих коэффициентов удваиваются, как удваивается и размер базовых ставок для лиц, расчет арендной платы которым производится без применения коэффициентов.
Исключается применение понижающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы за землю в случае, когда арендатор передает земельный участок (его часть) или здание, сооружение, помещение (его часть), расположенные на этом участке, в аренду другому лицу или в качестве компенсации за услуги, или по договору о совместной деятельности.
В случае использования общегородских территорий в период строительных, ремонтно-восстановительных и реставрационных работ за пределами площадей земельных участков, предоставленных для эксплуатации объектов, при расчете арендной платы вводятся коэффициенты использования участков общегородской территории (земель общего пользования).
Вопросы для повторения
1. Какое место занимает аренда земли в столице России?
2. Как оформляются права на землепользование в Москве?
3. Какие органы управления земельными отношениями созданы в Москве? В других субъектах Российской Федерации?
Темы рефератов и курсовых работ
1. Основы и специфика организации земельных отношений в г. Москве.
2. Особенности взимания земельных платежей в г. Москве.
Литература
1. 1. Вестник мэрии Москвы. 1997.
2. Сборник законов города Москвы. 1997.